S-Фокус


Как указывалось ранее, тест основан на принципах опросника профессора Холланда (метод RIASEC) и многолетнем опыте его использования в практике.  Согласно модели профессора Холланда, в общей сложности можно выделить 6 областей/типов интересов-   реалистичный   (R),   научный   (I),   артистичный  (А),   социальный   (S),   предприимчивый   (E) и   организованный   (C). См. описание для каждого типа ниже:

«E» - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

«E» наслаждается деятельностью, связанной с бизнесом, продажами и покупками различных вещей и требующей энергичного поведения, предпринимательства, управления другими людьми, непрекращающегося движения и имеет чутьё в торговле.     

Что характерно для предприимчивых типов личности (E)?

 Личные качества:  авантюрный, ищущий прибыль, стремительный, амбициозный, склонный к спорам, независимый, доминирующий, оптимистичный, разговорчивый, самостоятельный, энергичный.

 Любимое времяпрепровождение:  руководство другими людьми для достижения неожиданных организационных целей, задач и экономической прибыли.

 Типичные качества:  лидерство, коммуникабельность и навыки устной речи.

 Типичный род занятий:  управленческая, организационная и деловая сферы, продажи и маркетинг, сфера услуг (например, продавец-консультант, сотрудник по закупкам, менеджер, бригадир, биржевой брокер, торговый представитель).

 Требования к рабочей среде:  управление и организация бизнеса, хозяйственной деятельности, рабочих групп; достижение экономической прибыли и экономических показателей, умение вести, организовывать и управлять деятельностью взрослых, предпринимательство, умение убеждать других.

Люди с предпринимательской личностной ориентацией амбициозны, энергичны, уверены в себе, полагаются в основном на себя, авантюрные, ориентированные на прибыль или социальный успех, которого они достигают экономическими, организационными или социальными средствами. Они предпочитают занятия, которые требуют хорошей способности агитировать, организовывать, доминировать или убеждать других. Таким образом, они преуспевают в таких областях, как бизнес, продажи или управление персоналом.

В социальном плане они больше сосредоточены на достижении организационных и экономических целей, чем на людях. Благодаря своей способности общаться, они часто преуспевают в качестве спикеров или политически вовлеченных представителей заинтересованных групп. Они считают себя очень напористыми и доминирующими личностями, которые иногда не могут избежать поспешных, импульсивных или немного бестактных проявлений. 

 Интересы:  управление, бизнес, финансы, прибыль от деятельности, быть активным, мотивация, поддержка, убеждение, медиа, политика.


«S» ОЧЕНЬ ОБЩИТЕЛЬНЫЙ

 

«S» любит помогать людям находить решения их личных проблем или проблем со здоровьем, с образованием, любит ухаживать за детьми или взрослыми. Они готовы работать в различных областях ухода и социальных услуг.

 

Что характерно для общительного типа личности (S)?

 Личные качества:  общительный, компанейский, готовый к сотрудничеству, дружелюбный, благородный, полезный, благоразумный, добрый, убедительный, ответственный, тактичный и внимательный.

 Любимое времяпрепровождение:  социальный контакт с людьми разных возрастов, чтобы заниматься с ними или информировать, развивать, лечить или воспитывать их.

 Типичные способности:  взаимоотношения с другими людьми, образовательные, педагогические навыки  и коммуникабельность.

 Типичный род занятий:  образование, педагогика и социально интерактивные профессии, связанные с заботой о других в сфере услуг (например, учитель, мастер педикюра, медсестра, социальный работник, официант, работник прокуратуры, психиатр, кадровый работник).

 Требования к рабочей среде:  образование, лечение, консультирование, социальная помощь и сфера услуг; умение работать с людьми и понимать их, социальная эмпатия и способность помогать другим, организовывать и управлять работой детей и взрослых

Лица с такой личностной ориентацией являются общительными, добрыми, убедительными, готовыми к сотрудничеству, социально очень дружелюбны, склонны к альтруизму, а также к идеализму. Их доминирующей чертой личности является не только экстраверсия, но и высокая коммуникативность, связанная с вспомогательной, образовательной или терапевтической деятельностью в интересах общества, направленной на уход, помощь и поддержку других людей. Социальные типы личности очень любят работать с другими людьми над групповыми мероприятиями, а также над целями, направленными на помощь, лечение, консультирование или обучение взрослых, а также маленьких детей.

Им нравится разделять чужие проблемы, которые они пытаются решить, потому что они благородны, тактичны и внимательны. Социальные типы ищут рабочую среду, которая позволяет им работать в команде аналогично ориентированных людей; они предпочитают работать с людьми, чьи сложные ситуации решаются в обсуждениях, а также с относительно широким спектром межличностных навыков. Они считают себя понимающими, милосердными и душевными.

 Интересы:  коммуникация, услуги, участие, командная работа, передача информации, лечение, помощь, поддержка других, образование, более глубокое общение

 

ЕСЛИ ВЫ «I», ТО ВЫ  «УЧЕНЫЙ»

 

«I» предпочитает решать различные абстрактные, технические и научные задачи. Их интересует почему и как все работает. Они наслаждаются деятельностью, которая требует мыслительных навыков и поиска новых решений.  

 

Что типично для типа личности (I)?

 Личные качества:  аналитический, осторожный, критический, независимый, интеллектуальный, эгоистичный, интроверт, строго методичный, ориентированный на рассуждение, нетребовательный и скромный.

 Любимое времяпрепровождение:  открытие физических, биологических и культурных явлений и процессов и желание понимать и контролировать их.

 Типичные способности:  научно-исследовательские и математические навыки и способности.

 Типичный род занятий:  научные, интеллектуальные и некоторые технические специальности и сфера услуг (например, химик, звукотехник, преподаватель математики, пилот, стоматолог, программист).

 Требования к рабочей среде:  систематическая учёба, исследование физических, биологических, социальных или культурных явлений и процессов (научные наблюдения и символические, систематические и творческие открытия), языковые навыки, творческое мышление.

Лица с такой личностной ориентацией предпочитают аналитическую, интеллектуальную и исследовательскую деятельность и особенно успешны в научных дисциплинах с повышенными требованиями к знаниям естественных наук, включая математику. Люди этого типа имеют научные амбиции и заточены на работу в высокоструктурированной рабочей среде. Они характеризуются критическим и исключительно методическим мышлением и предпочитают логический способ решения задач абстрактного характера. В социальном плане они довольно осторожны и неторопливы. Они независимы в отношениях, достаточно сдержанны и строго методичны.

 

Они не склонны искать ведущую роль при работе в команде. Они ценят обучение на протяжении всей жизни, а также совершенствуют свои научно-исследовательские или математические навыки, но им часто не хватает способности руководить и вдохновлять других. Предпочтительные направления работы - главным образом научные дисциплины и деятельность, которая гарантирует автономию и новые вызовы, требующие абстрактного и комплексного решения проблем.

 

 Интересы:  исследования, требующие изобретательности, анализ, новые теории и знания, аналитическое и дивергентное мышление

«R» ОЗНАЧАЕТ ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ

 

«R» предпочитает технические или практические занятия, которые обеспечивают конкретные и видимые результаты.

 

Что характерно для мануально-технического типа личности (R)?

 Личные качества:  не очень общительный, довольно тихий, самобытный, гибкий, честный, искренний, материалистичный, естественный, настойчивый, не слишком вовлеченный.

 Любимое времяпрепровождение:  конкретные и четко определенные и организованные занятия, с использованием различных материалов, сырья, предметов, инструментов, техникаи, работа с животными.

 Типичные способности:  ручной труд, механические, электротехнические или технические навыки.

 Типичный род занятий:  ремесла, технические профессии (строительные, механические и электротехнические работы), сфера услуг, работа вне помещений, такие профессии, как  автомеханик, инженер, техник, обивщик, лесник, пожарный или инженер-электрик).

 Требования к рабочей среде:  четко определенная, специфическая и систематическая работа с инструментами, техникой, техническим оборудованием, материалами, сырьем или животными; производство, ремонт и обслуживание; физические и технические работы, техническое мышление, ловкость.

Лица с такой ориентацией активны, психически стабильны, предпочитают конкретные, физически или технически сложные виды деятельности, строительство, проектирование или работы с техникой. Они, несомненно, более спортивные, чем представители других групп, но в социальной области они менее активны и «социально» умелы; они довольно тихие, с тенденцией к сдержанному поведению, но в остальном они являются социально гибкими, честными, непосредственными и настойчивыми.

 

Им нравится работать с конкретными вещами, предметами и материалами, а не с идеями или людьми. Они, несомненно, уделяют гораздо больше внимания физической нагрузке, не против работы на открытом воздухе, а также работы с растениями или животными. Лица, принадлежащие к этой личностной группе, приобретают новые навыки и способности посредством практической деятельности, которая имеет конкретную цель, а также реальный результат. Реалистичные типы, как правило, общаются честно и напрямую, и предпочитают материалистические ценности.

 Интересы:  техника, конструкции, строительство, требующий физической силы ручной труд, работа на природе, работа с животными или растениями, ремесленные технические работы, спортивные мероприятия

«С» ЧУТОК К ДЕТАЛЯМ, ТОЧЕН И ОРГАНИЗОВАН 

 

«C» наслаждается четко определенной деятельностью в сфере бизнеса или рабочей силы, анализа данных, планирования, организации и административных задач. 

 

Что характерно для традиционного и добросовестного типа личности (С)?

 Личные качества:  гибкий, принципиальный, добросовестный, настороже, эффективный, не очень общительный, стойкий, практичный.

 Любимый род занятий:  хранение и обработка документов, ранжирование, организация, обслуживание, деловая и административная деятельность.

 Типичные способности:  навыки рутинной ручной работы, деловые и административные навыки.

 Типичный род занятий:  офисный работник, административные области, сфера услуг, бизнес, администрация (например, помощник/секретарь, ИТ-специалист, бухгалтер, бизнес-ассистент).

 Требования к рабочей среде:  работа с данными или цифрами; организация информации, новостей или мероприятий; офисные и компьютерные технологии; архив.

Лица с такой личностной ориентацией высокоэффективны, могут быть очень исполнительными,  легко подчиняются и адаптируются, работают добросовестно, склонны к практичности. В социальной сфере они, как правило, осторожны и не очень общительны. Они чувствуют себя лучше всего в четко структурированной социальной среде, где их ценят за высокую ответственность, точность в работе с данными, цифрами и большим количеством различной информации, требующей внимания к деталям.

Люди с этим типом личности хорошие организаторы, что в полной мере используют в рабочей среде с четко определенными ролями, процедурами, обязанностями и задачами. Они считают себя ответственными и эффективными работниками с относительно широким спектром административно-технических и организационных навыков, которые предопределяют их успешность во многих рабочих командах. 

 Интересы:  точность, порядок, цифры, записи, документация, новости, передача информации, закон, армия, безопасность, традиции.

 

«А» - ТВОРЧЕСКИЙ УМ

 

«А» предпочитает высокую степень творчества и различные художественные занятия, которые позволяют им выражать свои чувства и видения в виде цвета, формы, движения, музыки или слов.

 

Что характерно для типа художественной личности (А)?

 Личные качества:  сложный, беспорядочный, безудержный, эмоциональный, идеалистический, творческий, непрактичный, импульсивный, независимый, эгоистичный, нонконформистский и оригинальный.

 Любимое времяпрепровождение:   свободное искусство, которое требует чувства формы, музыки или движения как средства создания художественных форм или творений.

 Типичные способности:  язык, искусство, драма, литературные или двигательные навыки. 

 Типичный род занятий:  художественные, литературные или музыкальные области и ремесла, визуальное искусство и полиграфия (например, учитель музыки, фотограф, писатель, журналист, музыкант, архитектор, графический дизайнер, мультипликатор, художник, аранжировщик).

 Требования к рабочей среде:  создание художественных форм и продуктов, художественные способности, творческое мышление и воображение, музыкальный, художественный или литературный талант, чувство музыки, движения, языка, форм или цветов.

Люди с художественной ориентацией обычно имеют оригинальный, интуитивный и творческий образ мышления. Они любят творческую художественную деятельность, такую как сочинение музыки, игра на музыкальных инструментах, литературное творчество, рисование, живопись, работа с камнем или глиной, актерское мастерство, а также танец или балет. Они ищут такие занятия, чтобы выразить свои чувства, настроения, впечатления или идеи. Люди в этой категории любят гибкость, нестабильность и динамичный характер повседневной жизни, со всеми её радостями и заботами. С другой стороны, им не нравится условность и конформность.

 

Люди с художественной жизненной ориентацией обычно имеют сложную, неопрятную, безудержную, импульсивную, эмоциональную и эгоистичную идеалистическую личность и немного непрактичны в повседневной жизни. Они очень открыты и экспрессивны в общении с другими. Они ценят эстетику и считают себя творческими, нонконформистскими людьми с музыкальным, драматическим, художественным талантом или талантом к танцам, которые не заинтересованы в скучной канцелярской рутине или крысиных бегах. Они предпочитают работу в художественных областях и в творческой среде.

 

 Интересы:  художественные дисциплины; творчество; перформанс; художественное выражение; творческое художественное мышление; творческое и развлекательное искусство; инновационное создание новых идей; аналитическое и творческое мышление.


При работе с методом RIASEC важно понимать, что этот метод основан на предпочтительных интересах, а не на интеллекте или способностях успешно заниматься определенной карьерой. Также важно не рассматривать это как типологию. Доминирующий тип интересов «I», не делает человека ученым, так же как и «Е» не делает его предпринимателем и так далее. Хотя идея распределения людей в шесть коробок может сделать жизнь немного проще, она не отражает работу личности (помните, что мы упоминали в предыдущем разделе, что любая типология  проблематична по этой же причине).  При этом понимание предпочтений вашего студента в отношении 6 типов интересов может быть чрезвычайно полезным при размышлении о подходящих областях обучения и вариантах карьеры, поскольку доминирующие интересы часто согласуются с личными сильными сторонами и мотивационными факторами.


В приложении Salmondo мы используем опросник Холланда, чтобы рекомендовать интересные пути обучения, определять мотивирующую деятельность, области для развития талантов и возможного будущего. Вы можете легко определить доминирующие интересы вашего студента по его/ее аватару (вторая часть его имени в приложении представляет доминирующий тип интереса) и разделу, посвященному развитию талантов. В результатах Salmondo мы используем следующие обозначения для типов интересов Холланда:


R - Строитель/Строительство

I - Мыслитель/Аналитическое мышление

A - Создатель/Творчество

S - Коммуникатор/Помощь другим (фокус на людях)

E - Мастер убеждать/Предпринимательство

C - Организатор/Точность и порядок



Упражнение

Если вы еще не сделали этого, мы настоятельно рекомендуем попробовать тест Salmondo, чтобы увидеть структуру анкеты, типы вопросов, их формулировки и результаты. Таким образом, вы узнаете, через что проходят ваши студенты и где будут сложности или вопросы. Знание методов, которое вы получили в этом модуле, должно помочь вам понять структуру приложения и отдельные части результатов, чтобы вы могли в полной мере воспользоваться ими в дальнейшем консультировании.


В следующих главах мы обсудим, как вы можете использовать Salmondo в своей практике и работать с результатами как на индивидуальном, так и на групповом уровне.