S-Фокус
Как указывалось ранее, тест основан на принципах опросника профессора Холланда (метод RIASEC) и многолетнем опыте его использования в практике. Согласно модели профессора Холланда, в общей сложности можно выделить 6 областей/типов интересов- реалистичный (R), научный (I), артистичный (А), социальный (S), предприимчивый (E) и организованный (C). См. описание для каждого типа ниже:
«E» - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
«E» наслаждается деятельностью, связанной с бизнесом, продажами и покупками различных вещей и требующей энергичного поведения, предпринимательства, управления другими людьми, непрекращающегося движения и имеет чутьё в торговле.
Что характерно для предприимчивых типов личности (E)?
Личные качества: авантюрный, ищущий прибыль, стремительный, амбициозный, склонный к спорам, независимый, доминирующий, оптимистичный, разговорчивый, самостоятельный, энергичный.
Любимое времяпрепровождение: руководство другими людьми для достижения неожиданных организационных целей, задач и экономической прибыли.
Типичные качества: лидерство, коммуникабельность и навыки устной речи.
Типичный род занятий: управленческая, организационная и деловая сферы, продажи и маркетинг, сфера услуг (например, продавец-консультант, сотрудник по закупкам, менеджер, бригадир, биржевой брокер, торговый представитель).
Требования к рабочей среде: управление и организация бизнеса, хозяйственной деятельности, рабочих групп; достижение экономической прибыли и экономических показателей, умение вести, организовывать и управлять деятельностью взрослых, предпринимательство, умение убеждать других.
Покажите подробное описание интересующего вас типаскрыть подробное описание типа интереса
В социальном плане они больше сосредоточены на достижении организационных и экономических целей, чем на людях. Благодаря своей способности общаться, они часто преуспевают в качестве спикеров или политически вовлеченных представителей заинтересованных групп. Они считают себя очень напористыми и доминирующими личностями, которые иногда не могут избежать поспешных, импульсивных или немного бестактных проявлений.
Интересы: управление, бизнес, финансы, прибыль от деятельности, быть активным, мотивация, поддержка, убеждение, медиа, политика.
«S» ОЧЕНЬ ОБЩИТЕЛЬНЫЙ
«S» любит помогать людям находить решения их личных проблем или проблем со здоровьем, с образованием, любит ухаживать за детьми или взрослыми. Они готовы работать в различных областях ухода и социальных услуг.
Что характерно для общительного типа личности (S)?
Личные качества: общительный, компанейский, готовый к сотрудничеству, дружелюбный, благородный, полезный, благоразумный, добрый, убедительный, ответственный, тактичный и внимательный.
Любимое времяпрепровождение: социальный контакт с людьми разных возрастов, чтобы заниматься с ними или информировать, развивать, лечить или воспитывать их.
Типичные способности: взаимоотношения с другими людьми, образовательные, педагогические навыки и коммуникабельность.
Типичный род занятий: образование, педагогика и социально интерактивные профессии, связанные с заботой о других в сфере услуг (например, учитель, мастер педикюра, медсестра, социальный работник, официант, работник прокуратуры, психиатр, кадровый работник).
Требования к рабочей среде: образование, лечение, консультирование, социальная помощь и сфера услуг; умение работать с людьми и понимать их, социальная эмпатия и способность помогать другим, организовывать и управлять работой детей и взрослых
Покажите подробное описание интересующего вас типаскрыть подробное описание типа интереса
Им нравится разделять чужие проблемы, которые они пытаются решить, потому что они благородны, тактичны и внимательны. Социальные типы ищут рабочую среду, которая позволяет им работать в команде аналогично ориентированных людей; они предпочитают работать с людьми, чьи сложные ситуации решаются в обсуждениях, а также с относительно широким спектром межличностных навыков. Они считают себя понимающими, милосердными и душевными.
Интересы: коммуникация, услуги, участие, командная работа, передача информации, лечение, помощь, поддержка других, образование, более глубокое общение
ЕСЛИ ВЫ «I», ТО ВЫ «УЧЕНЫЙ»
«I» предпочитает решать различные абстрактные, технические и научные задачи. Их интересует почему и как все работает. Они наслаждаются деятельностью, которая требует мыслительных навыков и поиска новых решений.
Что типично для типа личности (I)?
Личные качества: аналитический, осторожный, критический, независимый, интеллектуальный, эгоистичный, интроверт, строго методичный, ориентированный на рассуждение, нетребовательный и скромный.
Любимое времяпрепровождение: открытие физических, биологических и культурных явлений и процессов и желание понимать и контролировать их.
Типичные способности: научно-исследовательские и математические навыки и способности.
Типичный род занятий: научные, интеллектуальные и некоторые технические специальности и сфера услуг (например, химик, звукотехник, преподаватель математики, пилот, стоматолог, программист).
Требования к рабочей среде: систематическая учёба, исследование физических, биологических, социальных или культурных явлений и процессов (научные наблюдения и символические, систематические и творческие открытия), языковые навыки, творческое мышление.
Покажите подробное описание интересующего вас типаскрыть подробное описание типа интереса
Они не склонны искать ведущую роль при работе в команде. Они ценят обучение на протяжении всей жизни, а также совершенствуют свои научно-исследовательские или математические навыки, но им часто не хватает способности руководить и вдохновлять других. Предпочтительные направления работы - главным образом научные дисциплины и деятельность, которая гарантирует автономию и новые вызовы, требующие абстрактного и комплексного решения проблем.
Интересы: исследования, требующие изобретательности, анализ, новые теории и знания, аналитическое и дивергентное мышление
«R» ОЗНАЧАЕТ ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ
«R» предпочитает технические или практические занятия, которые обеспечивают конкретные и видимые результаты.
Что характерно для мануально-технического типа личности (R)?
Личные качества: не очень общительный, довольно тихий, самобытный, гибкий, честный, искренний, материалистичный, естественный, настойчивый, не слишком вовлеченный.
Любимое времяпрепровождение: конкретные и четко определенные и организованные занятия, с использованием различных материалов, сырья, предметов, инструментов, техникаи, работа с животными.
Типичные способности: ручной труд, механические, электротехнические или технические навыки.
Типичный род занятий: ремесла, технические профессии (строительные, механические и электротехнические работы), сфера услуг, работа вне помещений, такие профессии, как автомеханик, инженер, техник, обивщик, лесник, пожарный или инженер-электрик).
Требования к рабочей среде: четко определенная, специфическая и систематическая работа с инструментами, техникой, техническим оборудованием, материалами, сырьем или животными; производство, ремонт и обслуживание; физические и технические работы, техническое мышление, ловкость.
Покажите подробное описание интересующего вас типаскрыть подробное описание типа интереса
Им нравится работать с конкретными вещами, предметами и материалами, а не с идеями или людьми. Они, несомненно, уделяют гораздо больше внимания физической нагрузке, не против работы на открытом воздухе, а также работы с растениями или животными. Лица, принадлежащие к этой личностной группе, приобретают новые навыки и способности посредством практической деятельности, которая имеет конкретную цель, а также реальный результат. Реалистичные типы, как правило, общаются честно и напрямую, и предпочитают материалистические ценности.
Интересы: техника, конструкции, строительство, требующий физической силы ручной труд, работа на природе, работа с животными или растениями, ремесленные технические работы, спортивные мероприятия
«С» ЧУТОК К ДЕТАЛЯМ, ТОЧЕН И ОРГАНИЗОВАН
«C» наслаждается четко определенной деятельностью в сфере бизнеса или рабочей силы, анализа данных, планирования, организации и административных задач.
Что характерно для традиционного и добросовестного типа личности (С)?
Личные качества: гибкий, принципиальный, добросовестный, настороже, эффективный, не очень общительный, стойкий, практичный.
Любимый род занятий: хранение и обработка документов, ранжирование, организация, обслуживание, деловая и административная деятельность.
Типичные способности: навыки рутинной ручной работы, деловые и административные навыки.
Типичный род занятий: офисный работник, административные области, сфера услуг, бизнес, администрация (например, помощник/секретарь, ИТ-специалист, бухгалтер, бизнес-ассистент).
Требования к рабочей среде: работа с данными или цифрами; организация информации, новостей или мероприятий; офисные и компьютерные технологии; архив.
Покажите подробное описание интересующего вас типаскрыть подробное описание типа интереса
Люди с этим типом личности хорошие организаторы, что в полной мере используют в рабочей среде с четко определенными ролями, процедурами, обязанностями и задачами. Они считают себя ответственными и эффективными работниками с относительно широким спектром административно-технических и организационных навыков, которые предопределяют их успешность во многих рабочих командах.
Интересы: точность, порядок, цифры, записи, документация, новости, передача информации, закон, армия, безопасность, традиции.
«А» - ТВОРЧЕСКИЙ УМ
«А» предпочитает высокую степень творчества и различные художественные занятия, которые позволяют им выражать свои чувства и видения в виде цвета, формы, движения, музыки или слов.
Что характерно для типа художественной личности (А)?
Личные качества: сложный, беспорядочный, безудержный, эмоциональный, идеалистический, творческий, непрактичный, импульсивный, независимый, эгоистичный, нонконформистский и оригинальный.
Любимое времяпрепровождение: свободное искусство, которое требует чувства формы, музыки или движения как средства создания художественных форм или творений.
Типичные способности: язык, искусство, драма, литературные или двигательные навыки.
Типичный род занятий: художественные, литературные или музыкальные области и ремесла, визуальное искусство и полиграфия (например, учитель музыки, фотограф, писатель, журналист, музыкант, архитектор, графический дизайнер, мультипликатор, художник, аранжировщик).
Требования к рабочей среде: создание художественных форм и продуктов, художественные способности, творческое мышление и воображение, музыкальный, художественный или литературный талант, чувство музыки, движения, языка, форм или цветов.
Покажите подробное описание интересующего вас типаскрыть подробное описание типа интереса
Люди с художественной жизненной ориентацией обычно имеют сложную, неопрятную, безудержную, импульсивную, эмоциональную и эгоистичную идеалистическую личность и немного непрактичны в повседневной жизни. Они очень открыты и экспрессивны в общении с другими. Они ценят эстетику и считают себя творческими, нонконформистскими людьми с музыкальным, драматическим, художественным талантом или талантом к танцам, которые не заинтересованы в скучной канцелярской рутине или крысиных бегах. Они предпочитают работу в художественных областях и в творческой среде.
Интересы: художественные дисциплины; творчество; перформанс; художественное выражение; творческое художественное мышление; творческое и развлекательное искусство; инновационное создание новых идей; аналитическое и творческое мышление.
При работе с методом RIASEC важно понимать, что этот метод основан на предпочтительных интересах, а не на интеллекте или способностях успешно заниматься определенной карьерой. Также важно не рассматривать это как типологию. Доминирующий тип интересов «I», не делает человека ученым, так же как и «Е» не делает его предпринимателем и так далее. Хотя идея распределения людей в шесть коробок может сделать жизнь немного проще, она не отражает работу личности (помните, что мы упоминали в предыдущем разделе, что любая типология проблематична по этой же причине). При этом понимание предпочтений вашего студента в отношении 6 типов интересов может быть чрезвычайно полезным при размышлении о подходящих областях обучения и вариантах карьеры, поскольку доминирующие интересы часто согласуются с личными сильными сторонами и мотивационными факторами.
В приложении Salmondo мы используем опросник Холланда, чтобы рекомендовать интересные пути обучения, определять мотивирующую деятельность, области для развития талантов и возможного будущего. Вы можете легко определить доминирующие интересы вашего студента по его/ее аватару (вторая часть его имени в приложении представляет доминирующий тип интереса) и разделу, посвященному развитию талантов. В результатах Salmondo мы используем следующие обозначения для типов интересов Холланда:
R - Строитель/Строительство
I - Мыслитель/Аналитическое мышление
A - Создатель/Творчество
S - Коммуникатор/Помощь другим (фокус на людях)
E - Мастер убеждать/Предпринимательство
C - Организатор/Точность и порядок
Упражнение
Если вы еще не сделали этого, мы настоятельно рекомендуем попробовать тест Salmondo, чтобы увидеть структуру анкеты, типы вопросов, их формулировки и результаты. Таким образом, вы узнаете, через что проходят ваши студенты и где будут сложности или вопросы. Знание методов, которое вы получили в этом модуле, должно помочь вам понять структуру приложения и отдельные части результатов, чтобы вы могли в полной мере воспользоваться ими в дальнейшем консультировании.
В следующих главах мы обсудим, как вы можете использовать Salmondo в своей практике и работать с результатами как на индивидуальном, так и на групповом уровне.